Рoссийскиe рaзрaбoтки — нa крупнeйшeй выстaвкe пoтрeбитeльскoй элeктрoники. Да еще поддержанные ведущими корпорациями. Программа Вести.net — с выставки CES в Лас-Вегасе.
У компании или, точнее, группы компаний «Харман» в Лас-Вегасе традиционно — фактически свой павильон. И то не умещается всё разнообразие брендов и направлений аудио- и мультимедийных решений едва ли не для всех случаев жизни, сценариев применения и ценовых сегментов.
Вот, например, под брендом JBL — особые наушники для шлемов VR. Куда же нынче без виртуальной реальности? Что это такое? Это ошейник с двумя динамиками, которые снаружи. То есть уши ничего не закрывает и в уши ничего не вставляется. Идея в чем? Если уж шлем виртуальной реальности реальность реальную у тебя отрезает полностью, то пусть хотя бы звуковая часть реальной реальности твоих ушей достигает.
Но практически всё внимание в этом году отобрал себе очередной концепт от швейцарской автомобильной компании Rinspeed. Вернее, одна из технологий, в него интегрированных. Речь идет о голографической проекции дополненной реальности. Показать это средствами обычного телевидения очень сложно. Но смысл в том, что некие изображения, дополняющие настоящий мир, видимый через лобовое стекло, отображаются не на этом лобовом стекле, а фактически на элементах реального мира. Пока речь идет, например, о подсказках навигационной системы, проецируемых на саму дорогу. Человеческий глаз видит такие изображения не просто объемными, а еще и отнесенными далеко вперед. И тут вопрос не только в комфортности восприятия.
«Если бы проекция была на поверхности стекла, то любое смещение головы приводило бы к сильному смещению изображения относительно дороги. Но поскольку мы накладываем контент точно на дорогу, то поворот головы не сильно влияет на смещение виртуального изображения», — объясняет основатель и генеральный директор WayRay Виталий Пономарев.
Строго говоря, сама по себе голографическая проекция – это не то чтобы новость. В том или ином виде оно применяется давно и вполне массово. Другой вопрос – масштабы самой проекции. Разработчики WayRay уверяют, что превратить в голографический дисплей могут прозрачную поверхность любых размеров. Применительно к автомобилю – все лобовое стекло.
«Смысл в том, что традиционной оптикой добиться такого эффекта очень тяжело. Если мы хотим создать проекцию с широким кругом обзора, которая покрывает всю дорогу, нам нужна очень большая линза. Поэтому традиционным способом создать подобную систему невозможно. Ни в один автомобиль это не влезет. Поэтому мы пошли другим путем. Мы используем голографические оптические элементы — тонкие пленки, на которых записываем голографические решетки. И это уже работает как виртуальные оптические элементы. То есть мы всю работу оптики переносим на это прозрачную пленку», — рассказывает основатель и генеральный директор WayRay Виталий Пономарев.
Дальше — дело техники. В серийном автомобиле такая пленка будет помещена между слоями лобового стекла, в существующих машинах ее можно наклеить на внутреннюю поверхность. Говорят, все это — дело относительно близкого будущего. Как отдельное устройство голографический дисплей обещан в конце этого года, как комплектация машины – в 2018 году. Кто из автопроизводителей внедрит новинку первым – не говорят. Но вот, например, при нас в салоне Rinspeed Oasis минут 20 провtл Нэд Кьюрик, исполнительный вице-президент Toyota Connected и глава технологического департамента североамериканского подразделения Toyota Motor. И вообще, людей в дорогих пиджаках вокруг этой машины было необычайно много. И, собственно, Harman, в павильоне которой все это происходило, уже объявила о стратегическом партнерстве с WayRay. То есть в продвижении технологии теперь участвует один из крупнейших игроков на рыке автомобильной электроники. И тут особенно приятно заметить, что глобальная компания WayRay на самом деле — почти исключительно российская.
«Все спроектировано российскими инженерами. Вся команда российская. Весь R&D российский. Я сам собирал эту команду по всей стране. Оптики, инженеры-механики, электронщики и программисты – все они россияне. На самом деле это стереотип, что в России нельзя делать железо. Можно делать железо. Его проектировать можно. Производить тяжело. У нас промышленность к этому, может быть, еще не до конца готова. Но я нашел такую модель, когда R&D — в России, производство — в Европе, Китае, Америке. И рынки тоже. Россия, как рынок, достаточно маленькая. У нас страна с небольшим населением. Но в этом ничего страшного. Необязательно ориентировать продажи на Россию», — комментирует ситуацию основатель и генеральный директор WayRay Виталий Пономарев.
Вся разработка — от идеи до рабочего прототипа — заняла около четырех лет. Насколько эта российская команда преуспеет в глобальной битве за долю рынка современной потребительской электроники, пока сказать невозможно.