Свoбoдa oбщeния — Oстрoву свoбoды: рeзультaтoм визита американского президента на Кубу, похоже, стало решение вопроса о том, кто будет предоставлять кубинцам доступ во всемирную Сеть. Что стоит за договоренностями и какие сервисы могут прийти на Кубу вслед за широкополосным доступом в Интернет?
Google выиграл битву за Кубу. Так, по крайней мере, заявил американский президент Барак Обама после своего визита в Гавану. Напомню, в прошлом году кубинское правительство объявило своеобразный тендер на «подключение» страны к всемирной Cети. До сих пор интернета на Острове свободы не то чтобы совсем нет — он раздается через публичные Wi-Fi точки. По всей стране их всего 35. То есть, если хочешь выйти в сеть, идешь к одной из таких точек и ловишь сигнал вместе с десятками других таких же «ловцов».
Надо ли говорить, что качество этого Интернета едва позволяет вести переписку по электронной почте. При этом доступ к Wi-Fi платный. Час пребывания в Интернете стоит от двух с половиной до пяти долларов. Для справки: средняя зарплата в стране — около 20 долларов. Иных вариантов нет. Домашний Интернет на Кубе отсутствует как понятие. Мобильный тоже.
И вот в прошлом году местные власти решили, что пора это менять. Решили, надо сказать, не совсем добровольно. Просто до января 2015 года страна жила под американскими санкциями. И руководство острова списывало все невзгоды на них. Мол, американцы нас блокируют, потому и Интернета у нас нет. При этом руководство умалчивало, что кроме «злых» американцев был еще «добрый» Уго Чавес, который в 2009 году за собственные деньги провел в страну из Венесуэлы первый оптоволоконный магистральный кабель. Кубинская сторона дар с благодарностью приняла, правда, никакой инфраструктуры со своей стороны строить не стала. В итоге кабель так и лежит на дне моря, зарастая полипами.
А потом санкции сняли. Но Интернет так и не появился. Тогда кубинцы начали подозревать неладное, и власти решили, что пора действовать. Собственно, изначально проектов подключения было два. Google предлагал сделать это по беспроводной схеме, быстро «накрыв» остров 3G-сетью. Китай же предложил протянуть в страну еще одного оптиковолоконный кабель, из Мексики, и подключать дома и квартиры через ADSL-модемы. Это дороже и сложнее, однако план Пекина включал еще одно важное дополнение — «Великий китайский фаервол». То есть у правительства Кубы была бы возможность оградить своих пользователей от «нежелательных» сайтов.
Но у Google в рукаве был, очевидно, гораздо более крупный козырь. Компания приходит на кубинский рынок не одна: вместе с ней на остров высаживается внушительный IT-десант: Airbnb, PayPal, Priceline и Stripe.
Некоторые компании, например, Airbnb и Stripe, уже в той или иной степени вели бизнес на Кубе, но с развитием широкополосного Интернета намерены усилить свои позиции многократно. От этого серьезно выиграет и кубинская экономика, в первую очередь — за счет увеличения турпотока из США. Ну и, естественно, американские компании создадут рабочие места и смогут готовить местных IT-специалистов, которые, возможно, когда-нибудь создадут собственную, кубинскую IT-индустрию.
Отметим, что решение кубинским властям явно далось нелегко. В высшем руководстве страны немало политиков, которые выступают за жесткий контроль Интернета. Так, генерал Хуан Антонио Макадо Вентура, который плечом к плечу сражался с Фиделем и Раулем Кастро, а также Эрнесто Че Геварой во время революции, говорил, что «подарок» от Google — это всего лишь попытка поселить контрреволюционную идею в умы кубинской молодежи. Впрочем, действительно ли план Google принят к исполнению, пока неизвестно. Официально ни в кубинском руководстве, ни в Google слова Обамы пока не подтвердили.