Вести.net: карты для робомобилей и допрос электронного помощника’ />

Нoвaя зoлoтaя жилa: пoчeму всe кинулись в гeoпoзициoнирoвaниe и нaвигaциoнныe сeрвисы? О том, кто начал строить беспилотные автомобили и зачем полиция хочет допросить электронного помощника — в программе Вести.net.

Китайская интернет группа Tencent совместно с компанией NavInfo и сингапурским государственным фондом GIC приобрели долю в картографическом сервисе HERE. Согласно достигнутому соглашению, альянс компаний Audi, BMW и Daimler, владеющий картами, передаст часть акций в размере 10 процентов в пользу китайских инвесторов. Ожидается, что сделка, финансовая сторона которой пока не разглашается, будет официально заключена в первой половине 2017 года.

В прошлом году немецкие автопроизводители Audi, BMW и Daimler выкупили картографический сервис у финской компании Nokia за 2,6 миллиарда долларов, чтобы создать альтернативный Google картографический и навигационный бизнес. Тогда среди потенциальных покупателей сервиса карт у финской компании Nokia рассматривались в том числе Microsoft, Apple, Amazon или Yahoo. Последние две, кстати, уже несколько лет используют в своих сервисах навигационные технологии HERE.

Однако альянс немецких автопроизводителей оказался убедительнее и, вероятно, предвидел активное развитие рынка беспилотных автомобилей. Интеллектуальные картографические системы сейчас стали одним из ключевых компонентов при разработке робомобилей, поэтому этот сегмент рынка теперь очень привлекателен для инвесторов. А сервис HERE — один из крупнейших в отрасли, его данные используются в многочисленных пакетах программного обеспечения, включая системы навигации Garmin, BMW, Nissan.

Как пишет Reuters, китайский инвестор заинтересован в независимом от Google картографическом сервисе как раз для того, чтобы развивать направление беспилотных автомобилей. Tencent – крупнейший интернет-провайдер Китая — впервые заявил о своем интересе к робомобилям еще в марте 2015 года почти одновременно с другими китайскими компаниями Baidu и LeEco. Тогда Tencent обещала в партнёрстве с компанией Foxconn, на заводах которой производят продукцию Apple, разработать бюджетный вариант беспилотного автомобиля для среднего класса Китая стоимостью не более 15 тысяч долларов.

Но если LeEco совсем недавно представил беспилотный электрокар, а Baidu даже удачно провел тест прототипа на основе модифицированного серийного автомобиля BMW, который совершил автономную поездку по улицам Пекина, то Tencent пока ограничилась только интеграцией в автомобили Audi своего мессенджера. К слову, WeChat – популярнейший сервис мгновенных сообщений в Азии с аудиторией более чем в 700 миллионов активных пользователей. Впрочем, не исключено, что работа интернет-провайдера над робомобилем ведется в суперсекретном режиме.

***

Американская полиция потребовала привлечь к расследованию убийства «умную» колонку Amazon Echo. Компания Amazon получила официальное письмо из полиции города Бентонвилль c просьбой использовать смарт-динамик Amazon Echo в качестве свидетеля в расследовании убийства.

Как пишут IT-издания, просьба связана с делом американца Джеймса Бейтса. Ему вменяют в вину убийство приятеля Виктора Коллинза, тело которого было обнаружено в ванной комнате в квартире, принадлежащей Бейтсу, в ноябре 2015 года. В самом жилище подозреваемого правоохранители нашли систему «умного дома», включающую интеллектуальный термостат Nest, способный оптимизировать внутренний климат в помещении под нужды владельца, систему сигнализации Honeywell и другие смарт-девайсы, включая Amazon Echo. Его динамик включается по голосовой команде. Устройство оснащено семью постоянно работающими микрофонами, чтобы записывать звук.

По мнению полиции, умная колонка Echo могла стать немым «свидетелем» расправы и случайно зафиксировать момент преступления. Поэтому полиция выписала ордер, запросив у Amazon записи, которые Echo сделал в квартире Бейтса, а также некоторые его персональные данные, включая историю онлайн-покупок. Однако компания уверяет, что на серверы Amazon колонка передает только распознанные голосовые команды и поисковые запросы, а в ордере указано, что возможно, разговоры записываются и без команды.

На колонке есть физическая кнопка Mute, которую нужно нажать, чтобы «домашний голосовой помощник» перестал прослушивать комнату, но в реальности мало кто ею пользуется. В итоге Amazon историю голосовых запросов и список интернет-покупок полиции предоставили, а вот передавать данные о разговорах отказались. Возможно, компания просто не хочет, чтобы выяснилось, что Echo ведет себя как диктофон и потом эту информацию может получить кто-то третий.

И тут стратегия Amazon очень похожа на линию, которой придерживалась Apple во время разбирательства по делу стрелка из Сан-Бернардино, когда правоохранители просили разблокировать айфон преступника. Apple мотивировала свой отказ тем, что создание универсальной отмычки от «яблочных» смартфонов поставит под угрозу личные данные сотен миллионов пользователей. В результате ФБР пришлось прибегнуть к помощи сторонних разработчиков.

Что касается нынешнего расследования, то тут интересно, что в деле фигурируют свидетельские данные не только Echo. Как отмечают правоохранительные органы, у Бейтса было несколько «умных» домашних устройств, в том числе счётчики воды, с помощью которых следствие уже установило, что хозяин апартаментов использовал в ночь убийства около 530 литров воды. И это якобы является довольно весомым доказательством вины подозреваемого, поскольку тело жертвы было обнаружено в джакузи Бейтса. Кроме того, эксперты считают, что вода использовалась для того, чтобы смыть улики.

Расследование этого уголовного дела, скорее всего, войдет в учебники по развитию сферы «Интернета вещей»: на его примере видно, как постепенно проникающие в дома «умные устройства» могут помогать распутывать преступления. Есть тут, правда, и другая сторона, – системы «умного дома», созданные повышать комфорт человека, могут быть использованы для доступа к различным конфиденциальным данным о своём владельце.