Вести.net: офлайн-магазин от Amazon и точки роста отрасли «умных» гаджетов’ />

Мaгaзин бeз прoдaвцoв и дaжe бeз кaссирoв — чтo IT-кoмпaнии несут в традиционный ретейл? Кому уже доверяют покупать по-новому? Получилась ли из «умных» часов новая точка роста всей отрасли?

Amazon подался в офлайновый бизнес. Один из столпов интернет-экономики открыл первый продуктовый магазин недалеко от своей штаб-квартиры в Сиэтле. Правда, пока он работает в тестовом режиме – отовариться в нем могут только сотрудники компании.

Amazon Go – непростой магазин. В нем нет не только продавцов, но и кассиров. Весь процесс предельно автоматизирован. Покупатель, переступая порог, прикладывает свой телефон с установленным приложением к считывателю. Дальше все его перемещения и телодвижения фиксируются камерами и датчиками, информация с которых обрабатывается алгоритмом с использованием искусственного интеллекта. Сумма покупки автоматически списывается со счета покупателя. В пресс-релизе Amazon сказано, что сам список задействованных технологий аналогичен тому, что используется в беспилотных автомобилях.

Не так давно Amazon подал патент, который позволяет лучше понять, как данные технологии используются внутри магазина. Из него становится ясно, как может происходить отслеживание того, какие именно продукты были взяты с полок и действительно ли покупатель решил их приобрести, а не просто взял посмотреть. В нем говорится, что в «умном» магазине могут быть использованы технологии радиочастотной идентификации. Полка, в которой встроены считыватели, «поймет», что товар был взят покупателем, а такие же ворота-считыватели на выходе дадут сигнал системе учета магазина, которая выставит счет за покупки. Также взамен или вместе с RFID могут быть задействованы полки со встроенными весами вместе с данными с камер наблюдения – в итоге система получит сигнал, что такой-то человек взял конкретный товар. Тут, возможно (но это уже домыслы), могут быть использованы алгоритмы распознавания лиц и привязка этих данных к конкретному покупателю. Это, в свою очередь, дает системе доступ к истории предпочтений покупатели и возможность лишнего контроля, а также рекламы прямо в магазине.

Как стало известно The Wall Street Journal, в планах Amazon — открыть 2 тысячи подобных магазинов по всей Америке. Это будут как обычные продуктовые магазины, так и небольшие заведения в формате «забежать за покупками после работы». Есть и третий тип – своеобразный пункт выдачи уже заказанных товаров. Заказанных, очевидно, через сервис Amazon Fresh – собственный сервис доставки продуктов, который развивает компания.

Интересен и еще один момент. У руля нового направления-ретейла встанет Стив Кессель — ветеран Amazon, человек, руководивший запуском Kindle. Первой задачей Кесселя в новом статусе стало открытие офлайновых книжных магазинов Amazon, которое произошло год назад. Уже тогда стало известно, что это только пробный шар, и Amazon будет делать свои, как говорят англичане, brick-and-mortar (из кирпича и цемента), магазины и для продажи других товаров.

***

Аналитическая компания IDC посчитала продажи «умных» часов и фитнес-трекеров в третьем квартале 2016 года и сравнила данные с 2015 годом. Главный вывод исследователей заключается в том, что «умные» часы покупают все меньше, а интерес к фитнес-трекерам, наоборот, растет. В целом поставки на рынок носимых устройств в третьем квартале выросли на 3 процента — всего изготовителями было выпущено 23 миллиона гаджетов.

Лидирует американская фирма Fitbit (23 процента и больше 5 миллионов проданных устройств), серебро взяла китайская Xiaomi (16,5 процента и 3 миллиона 800 тысяч реализованных гаджетов), третье место заняла компания Garmin с результатом 5,7 процента (это 1 миллион 300 тысяч часов и браслетов). И значительно отстают от фаворитов Apple — 4,9 процента и Samsung (4,5 процента). Причем Apple – единственная в пятерке лидеров, кто показал падение в продажах – на 71 процент. В частности, поставки Apple Watch составили 1 миллион 100 тысяч приборов, в то время как годом ранее было выпущено почти 4 миллиона часов. Samsung, наоборот, повысила продажи: 500 тысяч «умных» часов в 2015 году и 1 миллион — в 2016 году. Корейская компания выпустила две новые модели фитнес-трекеров — Gear Fit 2 и Icon X. Они поставлялись в огромных количествах по всему миру благодаря комплектам, предлагаемым с Note 7 и другими смартфонами Samsung. Хотя Note 7 был отозван, многим потребителям разрешили сохранить их Fit 2 или Icon X, тем самым искусственно вызывая рост компании Samsung на поле носимой электроники.

Практически сразу после появления статистики в СМИ появилась и реакция главы Apple Тима Кука на представленные цифры и вероятные причины такого падения. Среди них, кстати, экcперты IDC называют, например, устаревшую линейку и не слишком удобный интерфейс Apple Watch. Но, скорее всего, винить стоит решение о запуске часов второго поколения в самом конце третьего квартала. То есть интерес к Apple Watch первого поколения к тому моменту ослаб, а продать заметное количество устройств второго поколения до конца квартала Apple просто не успела.

К слову, Apple еще ни разу не озвучивала официальную статистику продаж своих «умных» часов, пряча их в категории «Прочее» вместе с плеерами iPod, сетевым оборудованием и аксессуарами. Однако в ответ на выпущенную статистику IDC генеральный директор Apple Тим Кук заявил Reuters, что объемы поставок смарт-часов компании в первую неделю предрождественских распродаж поставили новый рекорд. Конкретных цифр, правда, не назвал.