13 миллиaрдoв дoллaрoв прибыли в гoд. Стoлькo принoсит инновационным компаниям экономика совместного потребления уже сегодня. Кто и сколько инвестирует в подобные проекты, к чему все идет и готовы ли потребители к таким изменениям? Об этом прямо сейчас в программе Вести.net.
Автоконцерны делают ставку на экономику совместного потребления. Самый крупный автопроизводитель в мире — Toyota — заключил сделку с самым дорогим стартапом — сервисом такси Uber.
В рамках нового стратегического партнерства водители Uber смогут брать машины Toyota в лизинг на особых условиях. В частности, период такого лизинга не будет жестко ограничен. В первую очередь он будет зависеть от нужд таксиста и его заработка. Платить за автомобиль предстоит самому водителю — из тех денег, которые он заработает через сервис Uber.
Помимо этого, новое партнерство позволит Uber реализовать свои планы по запуску автопилотируемых такси. В ноябре прошлого года Toyota открыла исследовательский институт, занимающийся разработкой технологий искусственного интеллекта. В первую очередь — для беспилотных автомобилей. Несмотря на то, что в официальном заявлении Toyota автопилотируемые машины прямым текстом не называются, со слов представителей компании можно заключить, что Toyota и Uber будут проводить совместные исследования в этой области. К примеру, было объявлено о разработке неких приложений для автомобилей и об «обмене знаниями ради взаимного ускорения исследовательской активности”.
Примечательно, что до сегодняшнего дня Uber не имел партнеров, оставаясь при этом крупнейшим игроком на рынке коллективного пользования автомобилем.
В это же время многие крупнейшие IT-компании и автоконцерны успели профинансировать как минимум 8 конкурирующих с Uber стартапов: General Motors вложил полмиллиарда долларов в сервис Lyft, Apple инвестировал миллиард в китайский стартап Didi. В феврале этого года сооснователи Viber — Игорь Магазинник и Тальмон Марко — запустили тестирование сервиса Juno. А Google вложился в стартап Waze, который теперь не только прокладывает автомобильный маршрут по городу, но и предлагает взять попутчиков.
Одновременно с новостью о сотрудничестве Toyota и Uber стало известно, что Volkswagen инвестировал 300 миллионов долларов в сервис по вызову такси Gett, который работает в Израиле, нескольких странах Европы, а также в Москве и в Нью-Йорке.
Тут стоит отметить, что многие аналитики считают бизнес-модель Gett неустойчивой. Компания получает доход только с нескольких регионов, а в остальных — работает себе в убыток. По информации сайта re/code, в Нью-Йорке Gett теряет деньги на каждой поездке, которая обходится пассажиру больше, чем в 10 долларов. Однако отказываться от существующего подхода в Gett не намерены.
Вместо этого компания сосредоточится на услугах для корпоративных клиентов, которые уже сейчас приносят Gett около 30 процентов прибыли. Этим объясняется и выбор партнера: Volkswagen Group принадлежат элитные автомобильные бренды, которые так нравятся корпоративным клиентам. Для самой же Volkswagen Group эта сделка дает шанс закрепиться на растущем рынке коллективного использования автомобилей.
А автоконцерн Ford даже провел исследование такой экономики совместного потребления. Так, из 10 тысяч опрошенных европейцев 78 процентов оказались готовы за деньги подвозить других людей или перевозить посылки. В целом, подавляющее большинство респондентов высказало заинтересованность в каршейринге — то есть в краткосрочной аренде автомобиля, и в райдшейринге — услуге совместного пользования машиной с равным разделением стоимости бензина. Более того, многие европейцы выразили готовность сдавать в коллективное использование не только автомобили, но и дома, мобильные телефоны и даже собак.
В целом, такая экономика совместного потребления уже приносит более 13 миллиардов евро прибыли по всему миру. По прогнозам аналитиков, к 2025 году ее доходность приблизится к 300 миллиардам.