Виртуaльнaя рeaльнoсть кaк двигaтeль прoгрeссa и искусствa. В Москве пройдёт первый фестиваль VR-фильмов. Как устроено оборудование для кинотеатров нового типа? Кто отвечал за техническую часть фестиваля? Как с этим событием связаны специалисты по хранению данных?
В Москве на этой неделе пройдет первый в истории страны фестиваль VR-кино. В российскую столицу привезли два десятка фильмов, снятых в формате "360 градусов" ведущими мировыми режиссерами этого активно растущего сегмента кинематографа. Эти картины уже увидели зрители за рубежом, а теперь такая возможность появилась и у нас.
Впрочем, нам, как программе об IT, интереснее, конечно, другое. Именно российский фестиваль стал площадкой, где обкатывается уникальная технология массовых VR-трансляций. В ее основе — стандартное решение в виде маски-кронштейна Samsung Gear VR, в которую вставлен смартфон Galaxy S7. То есть одно из самых простых на рынке.
А вот способ передачи звука — особый. Стереосистема здесь аналогична той, что используется в обычных кинотеатрах. То есть звук играет из больших динамиков, он общий для всех. Это очень важно, так как объемным звуком можно привлекать зрителя, заставлять его поворачивать голову именно туда, где в трехмерной сцене разворачивается основное действо. Это одна из главных проблем VR-кинематографа, о которой говорили в этом году на конференции Google I/O. Зритель может просто пропустить все самое интересное, если вовремя не повернет голову куда надо. Однако когда звук общий, а VR-шлемов много, скажем, 60, изображение в каждом из них должно транслироваться абсолютно одновременно, иначе "картинка" и звук окажутся в "рассинхроне".
Добиться этого очень сложно, так как смартфоны, на самом деле, неодинаковы — у каждого процессор и видеокарта работают по-своему. Причем их параметры меняются еще и в зависимости от степени нагрева. Технические партнеры фестиваля — компания Interactive Lab — эту задачу решили весьма необычным образом.
"У нас было два дня в очках. Проверяли, как они реагируют на тепло, как у них все взаимосвязано с передачей данных. Все проанализировали, проверили, получили некий результат и первым делом сделали программу, которая считает телеметрию. То есть мы знаем о каждом устройстве его заряд, насколько он нагрелся сам, насколько нагрелась батарея, процессор, в каком он состоянии, что он показывает. И от этого начали ставить опыты и пытаться найти какой-то алгоритм, который сможет все их в одну колею поставить", — поясняет продюсер Interactive Lab Влад Новиков.
Организатор фестиваля — это российское подразделение компании EMC, одного из мировых лидеров в сфере хранения и обработки данных. Известна она в том числе тем, что стала объектом самой крупной сделки в истории IT — в прошлом году Dell заплатил за EMC 67 миллиардов долларов. Для корпорации интерес к VR не случаен. 360-градусное видео — это не только самый быстрорастущий тип видео. Он еще и один из самых объемных. Только за декабрь 2015 года пользователи загрузили на видеохостинги более 18 петабайт VR-роликов. А к 2020 году прогнозируется 60-кратный рост рынка кругового видео. Это значит, что понадобятся просто титанические объемы хранилищ, которые EMC рассчитывает продавать. Собственно, Россию считают одним из наиболее перспективных поставщиков кадров, способных создавать этот драгоценный для EMC контент.
"Вместе с Ассоциацией виртуальной реальности России мы буквально на прошлой неделе проводили хакатон для молодых разработчиков. Оказалось, что уровень подготовки вчерашних студентов (а многие из них еще учатся) такой высокий, что они за два дня могут нарисовать просто поражающие воображение вещи. Вплоть до домашнего животного, которое реагирует на ваши команды (то есть вы надеваете очки, и оно условно у вас по квартире бегает), до многопользовательских квестов", — рассказывает директор по маркетингу EMC Россия и СНГ Артур Трапизонян.
Богата наша страна не только программистами, но и, как оказалось, кинематографистами, способными работать в перспективном формате. С точки зрения технологии трехмерное видео, как ни странно, производить ненамного сложнее, чем плоское. Дороже всего здесь идеи. А с ними у нас дефицита нет. В конкурсной программе фестиваля — 20 картин, созданных русскоязычными авторами из России, Белоруссии и Израиля. Также вне конкурса будут показаны работы студентов VR-лаборатории Московской школы кино.