Виртуaльнaя рeaльнoсть пoд угрoзoй: ктo и пoчeму xoчeт oстaнoвить продажи Oculus Rift, о каких суммах идет речь и где крупнейшая социальная сеть ищет варианты развития рекламного бизнеса? Обо всем этом расскажет программа Вести.net.
Техасский суд обязал Facebook выплатить игровой компании ZeniMax полмиллиарда долларов. По информации издания Polygon, теперь ZeniMax намерена добиться запрета на продажу шлемов Oculus Rift.
Решение суда ударило не только по компании, но и по основателям стартапа Oculus, который Facebook приобрел в 2014 году. Так, по решению суда, компания Oculus заплатит 200 миллионов долларов за нарушение договора о неразглашении информации, а также 50 миллионов за нарушение авторских прав. Другой штраф в 100 миллионов долларов за неправомерное использование товарных знаков, компания выплатит в равной доле со своим основателем Палмером Лаки. Еще 150 миллионов долларов (по тем же обвинениям) заплатит другой сооснователь компании Oculus — Брендан Айриб.
Zenimax Media занимается разработкой, маркетингом и издательством игр для разных платформ. Под ее крылом работают именитые игровые студии, такие как ID Software (разработчики Doom и Quake) и Bethesda Softworks, известная по своей серии игр The Elder Scrolls. Также компания владеет правами на серию Fallout.
Судебное разбирательство началось с обвинения Facebook в краже технологий ZeniMax. Причем в краже интеллектуальной собственности обвиняли бывшего сотрудника ZeniMax — самого Джона Кармака — создателя культовой игры Doom, а ныне технического директора Oculus. По версии обвинения, перед тем как уйти работать в Oculus, Кармак скопировал с компьютеров своего предыдущего работодателя программный код, который позже был якобы использован для создания шлема виртуальный реальности Oculus Rift.
По заключению судебного эксперта по компьютерной криминалистике, Кармак удалил все относящиеся к делу данные сразу после получения повестки. В качестве доказательства в суде привели его историю поиска в Google, где Кармак искал способ очистить жесткий диск. Речь, заметим, идет об одном из самых опытных и одаренных программистов, когда-либо работавших в игровой индустрии.
Сам Кармак не отрицает того, что в последний день работы в ZeniMax он скопировал тысячи электронных писем на свой жесткий диск. Однако, по его словам, он не использовал ни единой строчки кода, из того что он писал по контракту с ZeniMax Media, для создания Oculus Rift и Gear VR. К тому же, технология ZeniMax не была запатентована. Ранее обе компании — Zenimax и Oculus — имели договоренность о непредоставлении технологии Кармака третьим лицам и никаких претензий друг к другу не предъявляли. Но ситуация изменилась, когда покупкой Oculus заинтересовался Facebook.
К слову, сам глава крупнейшей в мире социальной сети Марк Цукерберг тоже участвовал в судебных прениях — давал показания, в которых раскрыл настоящую сумму, которую его компания заплатила за стартап Oculus — 3 миллиарда долларов, а не два, как считалось раньше. А сам процесс приобретения прошел с нарушениями. В частности, ZeniMax обвиняет Facebook в том, что компания не провела процедуру проверки юридических рисков при покупке Oculus, поскольку промежуток между договоренностью о покупке и подписанием необходимых документов составил всего два дня, которые, к тому же, пришлись на выходные.
* * *
Facebook опубликовал данные о своих финансовых показателях. За четвертый квартал финансового 2016 года компания заработала почти 9 миллиардов долларов — на 400 миллионов больше, чем прогнозировали аналитики. Чистая прибыль превысила 3,5 миллиарда — рост по сравнению с показателями прошлого года составил 177%.
Основную прибыль компания получает от рекламы. При этом подавляющая часть ее доходов (84%) приходятся на мобильный сегмент. Таким образом, мобильные пользователи принесли компании примерно 7 миллиардов 240 миллионов долларов. И в целом количество пользователей растет. За последние три месяца аудитория Facebook выросла на 70 миллионов. В сутки социальной сетью пользуется 1 миллиард 230 миллионов человек. Но в компании предпочитают называть более весомую цифру — 1 миллиард 860 миллионов пользователей ежемесячно. Примечательно, что из них более миллиарда человек заходит в социальную сеть исключительно с мобильного телефона. И прибыль от каждого пользователя тоже продолжает расти год от года. Не только на новых рынках, но и на давно освоенных. Так, каждый пользователь Facebook в США и Канаде приносит компании ежегодно 19,81 доллара.
Другие продукты Facebook тоже демонстрируют успехи. В частности Instagram, а точнее недавно добавленный в него режим "Историй", успешно отвоевывает аудиторию у своего прообраза и главного соперника — Snapchat.
Но главное — стало известно, что Facebook выпустит приложение для телевизионных приставок, в частности, для Apple-TV, где сконцентрируется на видео-контенте. Причем новая площадка будет скорее напоминать YouTube, где пользователи сами выкладывают небольшие видео. Вкладываться в производство собственных шоу компания, по словам ее главы Марка Цукерберга, на начальном этапе не собирается. Для Facebook новое приложение — это еще и новое пространство для рекламы. Тем более, что на самом Facebook, как мобильном, так и десктопном, для обычной (текстовой) рекламы места больше практически не осталось. И это ведет к падению темпов роста прибыли компании.
Еще одна деталь — успехи Facebook помогли компании обойти Apple в качестве локомотива всей IT-индустрии. Как отмечает Business Insider, индекс S&P500, описывающий доходы технологического сектора экономики, сегодня растет именно благодаря Facebook, а не Apple, как это было раньше.