Брaузeр Opera взлoмaли. Тoчнee, нe сaм брaузeр, а один из связанных с ним сервисов – Opera Sync. Эта облачная служба позволяет хранить пользовательские данные и настройки, чтобы упростить использование браузера на разных устройствах и разных платформах. Например, в Opera Sync хранятся логины и пароли к онлайн-сервисам, социальным сетям и почтовым службам. И вот к этой базе данных и получили доступ хакеры.
Масштабы утечки пока неизвестны, Opera на всякий случай обнулила пароли для всех пользователей и разослала им письма с настоятельной просьбой обновить их и на сторонних ресурсах тоже. Дело в том, что личные данные в украденной базе были зашифрованы, однако злоумышленники, возможно, получили пары логин-пароль от самих учетных записей и, соответственно, теоретически имели возможность расшифровать всю информацию, хранившуюся в облаке Opera.
Поскольку до окончания внутреннего расследования большей ясности нет, в руководстве норвежской компании решили перестраховаться. По данным самой Opera Software, аудитория браузера в прошлом месяце составила 350 миллионов человек, но сервисом Opera Sync из них пользуются всего 0.5 процента. Впрочем, и эти полпроцента — это без малого 2 миллиона пользователей.
И все это происходит на фоне едва затихшего скандала с утечкой паролей и адресов электронной почты 117 миллионов участников профессиональной социальной сети LinkedIn. Тогда обновление учетных записей помогло не слишком: кража произошла еще в 2012-м году, а в мае этого года хакеры выложили похищенное в открытый доступ. И тут выяснилось, что многие пользователи по-прежнему используют одну пару логин-пароль для нескольких ресурсов. Самое удивительное, что настоятельные советы не делать так игнорируют даже те, кто эти советы раздает — самым заметным с медийной точки зрения последствием публикации паролей от LinkedIn стал взлом аккаунтов главы Facebook Марка Цукерберга в Twitter, Instagram и Pinterest. Как выяснилось, он использовал для доступа к этим ресурсам тот же пароль, что и в LinkedIn, а сам пароль был невероятно примитивным – "dadada".
***
Разворот на 180 градусов: WhatsApp решил открыть данные о своих пользователях рекламной службе Facebook. И хотя речь о появлении баннеров в мессенджере пока не идет, это сообщение породило волну возмущения в соцсетях, в первую очередь, в том же Facebook, где появилась масса постов на тему того, как не позволить Facebook получить информацию о себе. Такая реакция, очевидно, вызвана тем, что WhatsApp с момента своего создания был избавлен от рекламы. Более того, это было буквально основополагающим принципом мессенджера.
В 2012 году в программном заявлении в корпоративном блоге один из основателей WhatsApp Ян Кум цитировал фильм "Бойцовский клуб" и написал буквально следующее: "Реклама не только нарушает эстетику, оскорбляет ваш интеллект, но и прерывает ход ваших мыслей. В каждой компании, которая продает рекламу, значительная часть инженерной команды тратит свой день на усовершенствование анализа данных, улучшение кода, чтобы собирать всю вашу личную информацию, обновление серверов, которые содержат все данные. Они также следят за тем, чтобы вся эта информация была тщательно записана, сопоставлена, разделена, упакована и отправлена… В конечном итоге результат этого всего — слегка отличающийся рекламный баннер в браузере или на экране вашего телефона. Помните, когда речь идет о рекламе, пользователь — это продукт".
Через два года после этой практически анархической записи WhatsApp был продан Facebook за астрономические 20 миллиардов долларов, а Ян Кум вошел в руководство соцсети. Еще через два года WhatsApp открыл Facebook доступ к аккаунтам пользователей для более точного таргетирования рекламы. С другой стороны, было бы странно ожидать, что один из крупнейших продавцов рекламы заплатит бюджет небольшой страны за сервис с миллиардом пользователей и не попытается этот ресурс монетизировать. По крайней мере, у особо обеспокоенных приватностью пользователей WhatsApp и Facebook есть еще несколько недель на то, чтобы изменить настройки мессенджера и сорвать планы рекламщиков.