Aмбициoзный прoeкт Google Loon, кoтoрый, пo зaмыслу кoмпaнии, дoлжeн пoдключить весь мир к Интернету через парящие в стратосфере воздушные шары, перешел на новый этап. Причем шаг этот сделан не только в области воздухоплавания, где Google, в общем-то, новичок, но и в сфере создания систем, которые принято называть «искуственным интеллектом».
За счет применения технологий машинного обучения аэростаты Google теперь могут в автоматическом режиме довольно точно держать курс и парить над заданным районом продолжительное время, что важно, учитывая, что шары должны раздавать Интернет. В последнем эксперименте аэростат, запущенный с площадки в Пуэрто-Рико, поднялся на высоту в 20 километров и за 12 дней долетел до Перу, после чего 98 дней пытался удерживаться в воздушном пространстве этой страны. Надо учесть, что воздушный шар перемещается только за счет ветра. Управление им физически осуществляется так: шар снижается или набирает высоту в попытке найти ветер нужного направления. Если задача состоит в том, чтобы висеть неподвижно, все это превращается в сизифов труд постоянного маневрирования просто для того, чтобы оставаться на месте. Например, за 98 дней высоту аэростат корректировал 20 тысяч раз. За три года работы над проектом Loon тестовые гуглошары налетали несколько миллионов километров, и этого оказалось достаточно, чтобы обучить условный «искусственный интеллект» – систему, которая теперь и пилотирует аэростаты автоматически.
Напомним, что в основе проекта Google Loon лежит идея доставлять Интернет в самые труднодоступные места, в первую очередь, в страны третьего мира. Бьются над ней, понятно, не только в Google. Например, над похожим проектом — раздавать Интернет через беспилотники — работает Facebook, причем речь идет не о каком-то там небольшом дроне, а о самолете размером с пассажирский лайнер. Он будет питаться от солнечных батарей и парить на высоте от 20 до 30 тысяч метров, чтобы не мешать гражданской авиации. Цель всех этих усилий не только и не столько благотворительная: самые большие интернет-игроки пытаются заполучить клиентов из следующего миллиарда — жителей тех регионов Африки и Южной Америки, где о постоянном подключении к Сети даже и не мечтают.
***
Кто купит Twitter? Это один из главных вопросов международных бизнес-медиа, начиная с конца прошлой недели, когда стало известно, что правление компании склонилось к продаже сервиса, и уже есть первые претенденты. Биржа отреагировала на это ростом цен на акции. Похоже, никто уже не верит, что Джек Дорси — гендиректор и основателя компании — сможет справиться с проблемами. Конечно, всем бы такие проблемы. По-настоящему горячей новостью это стало накануне, когда стало известно, что в списке возможных покупателей есть совсем уж удивительные имена: Уолт Дисней и Снэпчат.
Основанный 10 лет назад Twitter — один из символов новой социальной экономики родом из Силиконовой долины. В том числе, и потому, что один из базовых принципов этой экономики — собирай как можно большую аудиторию, трать деньги инвесторов, а метод монетизации найдется потом. Следуя этим правилам, Twitter превратился в сервис с 300 миллионами пользователей, часто источником — причем в реальном времени — новостей для пользователей и рабочим инструментом для журналистов, а также питательной средой для поклонников разного рода знаменитостей. Это позволило компании выйти на IPO, на биржу, но цены на акции с тех пор упали на треть, рост аудитории остановился, а попытки построить из него по-настоящему прибыльный бизнес так ни к чему и не привели.
Новостной ресурс Rick Oud цитирует в этом смысле одного из бывших руководителей соцсети: Twitter скорее феномен, чем бизнес. Покупателю придется заплатить за феномен сумму от 18 до 30 миллиардов долларов и потом попытаться построить бизнес, не отпугнув аудиторию. Главными претендентами сейчас считаются Google и Salesforce. Google — потому что за квартал поисковик зарабатывает приблизительно как раз на покупку какого-нибудь Twitter, а также потому, что Google совсем не умеет строить социальные проекты, но раз за разом пытается и терпит крах. К тому же Twitter в последнее время сделал упор на медиа-партнерства с производителями видео-контента, и в этом смысле YouTube прекрасно интегрируется с Twitter-потоком.
Второй претендент — платформа для маркетинга Salesforce, бизнес величиной 50 миллиардов долларов, нацелившийся в этом году на профессиональную Сеть LinkedIn и проигравшего борьбу Microsoft. Для Salesforce это дорогая покупка, но вот что пишет главный евангелист компании: «Персональная сеть для обучения, новости в реальном времени и с хорошим контекстом — отличное место для продвижения себя и других». Впрочем, акции самого Salesforce упали, как только об этом интересе стало известно.
Самый экзотический из возможных покупателей — компания Disney, которой, в общем, Twitter, наверное, и ни к чему. Зато деньги у Disney есть, а ее гендиректор Боб Айгер уже провел три крайне удачных поглощения — Marvell, Pixar и Lucasfilm. Среди интересантов называют и крупнейших операторов Америки — и Microsoft, и Facebook, и даже Apple, который также славится своим полным непониманием социальных механик. И даже — внимание — мессенджер Snapchat, основная аудитория которого не видна никому хотя бы оттого, что главная идея Snapchat — пересылка исчезающих через некоторое время картинок. Возможно, соединив тайну переписки с возможностью делиться контентом открыто мессенджер и Twitter составили бы хорошую пару, но Snapchat славится своей закрытостью, и слухи об интересе в такой сделке там никто не комментирует.