Вeртoлeт AH-64 Apache — сoвeршeннaя бoeвaя мaшинa, oблaдaющaя внушитeльнoй oгнeвoй мoщью. Oн успeл пoучaствoвaть в вoйнe в Югoслaвии, поддерживал вторжение американцев в Ирак и Афганистан. Неудивительно, что многие страны хотели бы иметь его на вооружении.
Фото: military.com
Британцам удалось не только купить эти вертолеты, но и наладить у себя их производство. Собственная английская версия получила название WAH-64D и отличается установкой двигателей Rolls-Royce Turbomeca RTM322 01/12, которые на 30 процентов мощнее американских силовых агрегатов.
42.TUT.BY рассказывает подробно о самом грозном вертолете в мире и королевских ВВС в частности.
Нажать тысячу кнопок, чтобы взлететь
Несмотря на наличие множества электронных помощников, управление вертолетом довольно сложное. Только подготовка ко взлету требует около тысячи нажатий на различные кнопки, на все это требуется около тридцати минут.
Бывший пилот WAH-64D Эд Мейси (псевдоним), написавший книгу об этой машине, утверждает, что процедуру можно сократить до 15 минут, но тогда часть систем придется включать уже в воздухе, и не факт, что они заработают. Может запросто лишиться зашифрованных радиоканалов или картинки с инфракрасной камеры.
Фото: pinimg.com
Всего в кабине вертолета 227 кнопок разных форм. Это сделано, чтобы не перепутать их в темноте. Большая часть кнопок имеет два или три положения, что в общей сложности дает 443 различных позиции. Каждое действие может потребовать комбинации из двух-трех нажатий.
Собственный «Twitter» для Апача
Всего в вертолете тринадцать километров электрической проводки, которая связывает авионику, двигатели, средства визуального наблюдения и системы вооружения.
Вертолет оборудуется шифрованной системой связи BOWMAN, которая позволяет безопасно связываться как с отдельным пехотинцем, так и с командованием на уровне штаба.
Шлем для каждого пилота изготавливается индивидуально. Фото: airspacemag.com
С каждой стороны панели расположено по одному дисплею в пять квадратных дюймов, на них можно вывести любое изображение: от картинки с объективов прицельной системы до цифровых значений и диаграмм бортовых компьютеров.
У крайнего левого дисплея имеется клавиатура, чтобы вводить данные или обмениваться сообщениями между вертолетами. Для этого есть встроенный чат, где максимальная длина сообщения — 176 символов.
«Синдром разводов» вертолета Apache
Летать на вертолете невероятно сложно. Эд Мейси пишет, что каждые несколько секунд, что пилот находится в кабине, нужно зарегистрировать, обработать и принять во внимание по крайней мере десяток новых событий.
Фото: Public Radio International
Информация поступает отовсюду: с полетных приборов, радиообмена на четырех радиочастотах одновременно, внутреннего интеркома, систем наведения оружия, защитной системы и радара AN/APG-78 Longbow.
Кроме этого, необходимо было отмечать положение вспышек от огня стрелкового оружия на земле, помнить позиции дружественных наземных сил, вести визуальное наблюдение за целью, знать местоположение своего ведомого, а также других самолетов и вертолетов союзников.
Зачатую в полете на WAH-64D руки и ноги пилота делали четыре разные вещи одновременно. Даже глазам нужно было уметь смотреть независимо друг от друга. Это все требует месяцев изнуряющих тренировок, когда пилот буквально живет в машине. The Gardian пишет, что у американцев даже специальное понятие: AIDS (Apache Induced Divorce Syndrome) — «синдром разводов», вызванных «Апачем».
Видит пятна крови за километр
Система управления огнем вертолета WAH-64D и его радар Longbow — вот что делает эту машину такой смертоносной. РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 размещается в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта.
AN/APG-78 LONGBOW. Фото: northropgrumman.com
Она способна в любую погоду обнаружить 1024 подвижные и неподвижные цели на расстоянии восемь километров, классифицировать 256 первых из них и показать шестнадцать наиболее уязвимых для атаки на дисплее — все это за три секунды. Уже спустя 25 секунд каждая из них может быть уничтожена управляемой противотанковой ракетой — Apache задумывался именно как вертолет для уничтожения советской бронетехники.
Прицельная система поиска и захвата цели Targey and Designation Sight system, TADS включает несколько камер, установленных в носовом обтекателе. Возможности дневной телевизионной камеры со 127-кратным увеличением позволяют прочесть номер машины на расстоянии 4,2 км. Тепловизор позволяет распознать человека на расстоянии четырех километров в лесу и увидеть пятна крови за километр. Пилоты WAH-64, как и снайперы, видят в подробностях лицо человека, которого собираются убить.
Накрыть одним залпом футбольное поле
WAH-64 вооружен легкой 30-мм пушкой М230 с электрическим приводом. Чтобы выйти на максимальный темп стрельбы, ей нужно всего 0,2 секунды. Начальная скорость при стрельбе штатными боеприпасами составляет 805 м/с.
Фугасные снаряды фрагментируются при взрыве на осколки, способные поразить пехотинцев в радиусе трех метров. Орудие стреляет очередями по 10, 20, 50, 100 выстрелов, а может выпустить все снаряды до конца одной очередью. Боекомплект — 1160 снарядов.
М230/ Фото: wikimedia.org
Особую опасность для пехоты представляют разработанные в Канаде неуправляемые авиационные ракеты CRV7, которыми вооружается вертолет. Существует несколько типов этих ракет. Например, боеприпас под индексом WDU-500X/B GPF содержит восемьдесят вольфрамовых флешетт весом 18 г и длиною 125 мм. Залп восьми таких НАР (640 СПЭ) накрывает площадь размером с футбольное поле, каждая флешетта способна пробить 38-мм броню.
Самое точное оружие вертолета — ракеты Hellfire II, их WAH-64 может взять 16 штук. Ракета действует по принципу «выстрелил-забыл» и отличается высокой точностью. Дальность пуска — более восьми километров, стоимость около 100 тыс. долларов США.
Hellfire II нельзя долго возить на подвеске вертолета — их механизмы раскалибровываются от вибрации. Поэтому по прошествии определенного времени их необходимо отправлять обратно на завод.
Умная защита
Все важные механизмы WAH-64 дублируются. У вертолета два двигателя, два комплекта гидравлики и электрики, четыре компьютера, два комплекта полетных приборов и два пилота. Вертолет способен выдержать одиночное прямое попадание 23-мм фугасно-зажигательного снаряда.
Фото: worldwide-military.com
Боковые и передние панели, спинка и сиденье пилота усилены кевларовыми панелями. Лобовое стекло способно выдержать попадание пули калибра 12,7 мм.
Топливные баки WAH-64 протектированы — защитный механизм состоит из слоев нейлона и сырой резины. Последняя при реакции с топливом создавала быстросохнущую пену, закрывающую любое отверстие.
Еще один рубеж обороны — активная защита HIDAS, которая вовремя информирует пилота об опасности и предпринимает меры для спасения вертолета. Против зенитных ракет могло быть выпущено облако из фольги, сбивающее систему наведения ракеты, против ракет с инфракрасным наведением выбрасывался каскад тепловых ловушек. Если ракета наводилась вручную по лазеру, HIDAS давала ей набор ложных команд, уводя ракету от боевой машины.
Наведение у ракет с тепловым наведением также затрудняла развитая система охлаждения двигателя. По свидетельству пилотов, можно было поднести руку к выхлопному патрубку и не обжечься.
За штурвалом принц
Первые WAH-64D поступили в британскую армейскую авиацию в начале 2000-х годов. вертолет оказался настолько сложный в освоении, что подготовить удалось не так много пилотов, и до 2004 года многие из поступивших WAH-64D были законсервированы.
Фото: Global News
Боевым крещением для вертолетов стала операция в Афганистане в 2006 году, где они хорошо зарекомендовали себя. Правда, высокая стоимость запчастей и оборудования заставила британцев «каннибализировать» законсервированные машины. Затем WAH-64D использовались в Ливии.
В отличие от американцев, потерявших за все время 152 вертолета AH-64 разных модификаций, британцы потерь не имели. Утверждается, что на этом вертолете летал принц Гарри и лично уничтожил ракетой Hellfire одного из полевых командиров «Талибана».