Ученые разгадали тайну появления гигантских дыр в Антарктике

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Исслeдoвaтeли oтчитaлись o   том, что им   удалось узнать из   собранных за   годы мульти инструментальных наблюдений о   причинах появления большой   — больше Московской области   — полыньи в   антарктическом море Уэдделла. Ее   впервые заметили в   1974—1976 годах, потом она на   полвека пропала, но   в   2016—2017-м возникла в   антарктическом льду вновь. Об   этом пишет издание «Чердак».




Фото: Dan Costa/University of   California, Santa Cruz

Большие полыньи в   Антарктиде появляются нечасто. В   жизни тюленей, пингвинов и   иной полярной фауны они играют очень важную роль   — обеспечивают кого-то доступом к   воздуху, а   кого-то   — пропитанием. Кроме того, большая полынья влияет на   микроклимат, меняя влажность и   температуру воздуха в   нижних слоях атмосферы.


В   новой публикации на   страницах Nature ученые проанализировали историю известных антарктических полыней в   море Уэдделла и   сопоставили ее   с   данными о   погоде в   регионе. В   частности, они проанализировали записи середины 1970-х годов (тогда впервые была обнаружена полынья площадью в   десятки тысяч километров) и   данные 2016 и   2017 годов, когда также были зафиксированы полыньи в   том   же самом районе.


Сопоставление данных о   состоянии океана, ледового покрова и   атмосферы, которые были получены при помощи роботизированных буев, измерений в   ходе корабельных экспедиций и   данных датчиков, закрепленных на   тюленях, привело ученых к   выводу о   том, что свободные ото льда участки образуются в   результате сразу нескольких разных процессов. Для того чтобы полынья долгое время не   зарастала льдом, одного лишь сильного ветра и   шторма недостаточно   — нужно, чтобы в   глубине океана возник поток из   теплой и   более соленой воды.


Сильные ветра ответственны за   то, что льды расходятся в   стороны. В   условиях полярной ночи и   низких температур открытая вода должна была   бы затянуться льдом, однако циркулирующие в   толще океана течения выносят к   поверхности теплую воду с   повышенной соленостью, и   та   какое-то время не   дает полынье замерзнуть. А   когда эта теплая вода остывает, она из-за своей солености (и, соответственно, более высокой плотности) опускается вниз, уступая место новой теплой порции. Подобная циркуляция может поддерживаться несколько недель или даже больше, причем в   нее вовлекается вся толща океана.


Последнее обстоятельство важно в   свете глобального потепления. Вода со   дна океана обычно не   поднимается наверх, однако полынья запускает интенсивную циркуляцию, которая способна вынести часть растворенного в   придонном слое углекислого газа на   поверхность.


Ранее считалось, что глобальное потепление сделает полыньи в   Антарктике более редкими (поскольку средняя температура не   столь важна, как важно сочетание иных условий), однако новые расчеты говорят о   том, что полыней может стать больше. И   тогда, возможно, они начнут вносить свой вклад не   только в   жизнь питающихся рыбой пингвинов, но и   в   глобальные климатические процессы.