Задали 5 глупых вопросов учителю географии о его предмете. А он на них ответил

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Прoдoлжaeм бeз всякoгo зaнудствa oбъяснять, пoчeму тoт или инoй шкoльный прeдмeт пoлeзeн   в   рeaльнoй жизни (a   не только на экзамене). Прошлые материалы рубрики «Зачем это мне» были о химии, физике, биологии и обществоведении. Сегодня   — география. Как всегда, заметим: если вам уже поздновато это читать, но   у   вас есть свои дети   — сбросьте им   ссылку на   текст.




Фото из   личного архива

1. Зачем вообще нужна география в   школе?

—   Предмет развивает тебя как человека. Все, что мы   видим вокруг нас, связано с   географией: погода, элементарные экономические вопросы внутри и   вне страны, почва (мы   же   копаемся в   огороде)… Это должно быть интересно.


Как часто ты   будешь пользоваться в   быту физикой, если не   пошел на   физфак? Я   имею в   виду какие-то знания из   раздела про ядерную физику. Но   с   любым географическим вопросом мы   куда чаще сталкиваемся в   быту. Сейчас появляется много статей и   видеороликов на   тему загрязнения окружающей среды, страны отказываются от   одноразового пластика, много разговоров про глобальное потепление. Любой школьник 6−7 класса знает, что такое Гольфстрим. Но   не   каждый взрослый человек покажет это течение на   карте.


Другой вопрос, что учителя географии сами нередко не   заинтересованы в   своих   же уроках. Все прекрасно понимают, что этот предмет на   ЦТ не   нужен: мало кто пойдет учиться на   геофак. В   итоге все ведут себя одинаково: если ученикам не   нужно, то   и   нам не   надо.


Многие мои знакомые говорят: «Ой, география   — это   ж вообще легко: пришел, рассказал параграф и   все». Я   отвечаю: «Ребят, ну   если все сводить к   пересказыванию параграфа, то, конечно, никаких знаний не   будет». Вопрос, скорее, не   к   предмету, а   к   подходу к   преподаванию предмета.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Если брать только учебники   — это правда: в   них можно найти лишнее. Допустим: зачем человеку знать, что такое картографическая проекция? Это знание исключительно для картографов, многие учителя сами не   понимают эту тему. Я   всегда считал своим долгом на   географии развивать речь ученика. По   идее, это должна делать литература, но   ни   фига не   получается. Мне хотелось, чтобы на   уроках мы   рассуждали: иначе потом приходят на   1-й курс студенты, которые даже мысль выразить не   могут.


Я   согласен, что знание сельского хозяйства Франции само по   себе не   особенно полезно. Важно рассуждать: допустим, в   этой стране хорошие вина. А   почему? Даже на   базе школьных знаний можно строить логические связи и   копать глубже. То   же   касается и   флагов, карт.


Вот вышла новость, что в   Эстонии узаконили однополые браки. А   где эта Эстония? Что она из   себя представляет? Надо   же иметь минимальное представление. А   мы   знаем только, как живет Россия и   как «плохо в   бедной, несчастной Украине». Мир развивается   — и   сейчас сложно попасть на   хорошую работу, не   зная, что происходит как минимум в   соседних странах. Надо быть в   тренде и   понимать, что нужно в   любой сфере.



2. Почему тогда многие темы отпугивают? Курс в   6-м классе начинается с   азимутов   — это жесть!

—   Ну, это основы. Правда, думаю, половина учителей на   первый урок географии, где объясняется про компас, даже не   приносят его на   урок. Причины простые: или нет компаса, или нет времени, чтобы с   ним на   уроке работать. Можно   же просто рассказать! С   другой стороны, сейчас много приложений с   разной GPS-навигацией. Пусть о   них не   говорят в   учебнике, но   учитель может показать, как устроены те   же   «Яндекс.Карты» или Google Maps, например. Может, учителя сами не   готовы пока к   этому?




Фото: pixnio.com

Мое мнение от   этого не   меняется: основы мы   должны знать. Это как учить математику без таблицы умножения. Но   согласен: было   бы отлично, если   бы курс географии на   первых уроках начинался с   Великих географических открытий   — это действительно интересно.


Если все красочно подать, то   в   6-м классе это станет очень захватывающим! Сейчас есть тысячи видеороликов на   эти темы. Дети   же вообще склонны к   открытиям. И   когда ты   расскажешь легенду о   том, что Кука съели, как Кусто погружался в   моря, Колумб по   ошибке поплыл не   туда… Это   же круто: дети любят, когда взрослые ошибаются, а   не   они.



3. Почему тогда история белорусских открытий такая нудная?

—   Это уже специфика нашей страны. Беларусь все-таки не   Португалия и   не   Италия, где были возможности много путешествовать по   морю.


Здесь снова все зависит от   учителя: к   примеру, я   не   заставлял учить фамилии тех, кого они сейчас выучат, а   через неделю забудут. Но   Игната Домейко знать нужно, и   про него есть что рассказать. В   любой теме важно найти какой-то крутой факт, что-то цепляющее. К   примеру, в   учебнике очень подробно расписано о   добыче калийной соли. Но   важно сделать акцент на   том, что мы   — в   мировой тройке лидеров. В   объемах добычи этого ресурса мы   тягаемся с   такими гигантами, как Канада и   Россия. А   ведь относительно них мы   небольшая страна. Гордиться, может, и   не   нужно   — все-таки это природа нас наградила,   — но   такие географические моменты стоит выделять.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

У   нас хватает географов, которые внесли значимый вклад в   мировую науку. Но, наверное, в   изучении материала не   хватает какой-то яркости. С   точки зрения образования это, может, и   нехорошо, но   в   мире агрессивного маркетинга предмет ученикам нужно продавать.


Учитель сам по   себе должен быть интересным человеком   — больше, чем профессионалом. Недавно встретился со   своими учениками. Я, конечно, не   спрашивал их   о   своей работе, но   чувствовал: когда учитель сам по   себе молодой, не   выглядит, простите, как ботан, то   и   это уже заинтересовывает предметом.



4. Но   география Беларуси начинается только в   10-м классе   — разве не   надо знать про свою страну раньше?

—   Почему-то географию Беларуси, как и   историю, ученики не   очень любят. Впрочем, первую нередко не   любят и   преподаватели: мол, целый год учим про одну страну, когда на   остальной мир остается мало времени. Но   на   самом деле это классная часть предмета, ведь ее   гораздо проще объяснить. Вот   же оно все   — здесь, на   практике!


При этом есть смысл в   том, чтобы начать учить ее   позже. К   10-му классу у   тебя уже есть какие-то основы, знания понятий   — и   ты   подходишь к   изучению страны подготовленным. К   тому   же Министерство образования наверняка ориентируется на   большинство учеников. Большинство у   нас все   же 10−11-е классы заканчивает в   школе.



5. Самое волнующее: для чего нужны контурные карты? Они бесят.

—   Естественно, это работа с   картами. Посмотрите на   взрослых: часть из   них реально не   умеют это делать! А   ведь это удобная штука в   путешествиях. Даже приложение в   телефоне   — это все равно карта. И   нужно уметь в   ней ориентироваться.


Второй важный момент   — связь всех тем. Почему география без карты   — это не   география? Потому что если ты   наносишь на   карту нефтеперерабатывающую отрасль России, то   точно видишь, какие трубы проходят через территорию Беларуси и   где, визуализируешь это. Мелкие механические действия помогают лучше запомнить информацию. Появляется зрительная память, которая не   разовьется, если просто ткнуть на   нужное место указкой на   доске.




Фото: Reuters

Контурные карты полезны, только времени в   программе на   них практически нет. Это большая проблема не   только карт, но   и   печатных рабочих тетрадей. Скажу крамольную вещь. Меня-то радует, что умные люди с   геофака составляют эти пособия и   хвалятся успехами. Вопрос в   другом: когда мне эти пособия использовать? За   урок мне нужно проверить домашнее задание (как я   уже говорил, делал это устно, чтобы развивать речь) и   объяснить новую тему. Вот и   время закончилось.


Через год после выхода любой тетради в   интернете есть решения всех вопросов оттуда. С   контурными картами то   же   самое. Для реального развития нужно не   заниматься стандартными вопросами оттуда, а   чтобы каждый раз учитель придумывал творческое задание. Скатать из   решебника   — это все могут.

 

Теги: Новости