Ми-28Н «хромой» охотник: вспоминаем все катастрофы неудачного российского боевого вертолета

В   aрмии Рoссии приняты нa   вooружeниe двa oтнoситeльнo нoвыx удaрныx aрмeйскиx вeртoлeтa   — Ми-28Н «Нoчнoй охотник» и   Ка-52 «Аллигатор». Первый   — развитие не   самого удачного вертолета Ми-24, второй построен буквально с   нуля.




Ка-52. Фото: sdelanounas.ru

Сейчас эти вертолеты несут боевое дежурство в   Сирии. На работу Ка-52 нареканий нет, а   Ми-28Н уже успел упасть, погибли два пилота. Впрочем, катастроф с   этой не   самой удачной машиной было довольно много как в   ходе испытаний, так и   во   время авиашоу, и   на   войне. 42.TUT.BY вспомнил все инциденты, связанные с   Ми-28Н.



Неудачный изначально

Создание Ми-28 стало ответом на   американский АН-64 «Апач», как выяснилось впоследствии   — неудачным. В   отличие от   американской машины, первые образцы Ми-28 не   были всепогодными и   не   могли применяться ночью.




Ми-28.Фото: airwar.ru

Не   было у   Ми-28 и   единого прицельно-навигационного комплекса. Машина получилась сырой и   вызвала негативную оценку военных, которым по   душе больше пришлась другая новинка   — Ка-50. После сравнительных испытаний вертолет ОАО   «Камов» превзошел машину ОКБ М.Л. Миля.




Ка-50. Фото: snariad.ru

Тогда в   ход пошли интриги: милевцы обратились к   главкому ВВС СССР с   жалобой на   необъективность состоявшегося конкурса. Под давлением со   стороны партийцев, поддерживающих ОКБ Миля, представители ВВС согласились на   новые сравнительные испытания, которые затянулись до   1986 года. В   итоге НИИ   Минобороны предпочел Ка-50.


Тогда ОКБ М. Л   Миля обвинило военных в   некомпетентности и   отправило соответствующие жалобы в   ЦК КПСС и   министру обороны. В   итоге после многочисленных проверок, комиссий и   заседаний выяснилось, что Ка-50 все-таки лучше Ми-28.


Но   к   этому моменту время было безвозвратно упущено, СССР развалился, денег на   оборонку не   нашли. Справедливости ради отметим, что Ка-50 был принят на   вооружение в   1995 году, Ми-28 в   варианте «Ночной охотник» только в   2009 году после многочисленных доработок.


Кстати, Ми-28Н смог выполнять боевые задачи ночью только в   2005 году, Ка-50 был способен на   это еще в   1982. Т. е   «милевцам» на   то, чтобы наверстать разрыв, потребовалось 23 года.



Опасный редуктор

Одним из   главных недостатков вертолета, который повлек несколько катастроф, стал новый редуктор ВР-28. Узел получился довольно сырым и   требовал многочисленных доработок.




Ми-28Н. Фото: militaryrussia.ru

Прошло более десятка лет, прежде чем ОКБ Миля смогло устранить большую часть из   них, в   итоге новый редуктор, получивший индекс ВР-29, стал устанавливаться на   модернизированную версию вертолета Ми-28Н, запущенную в   производство в   2006 году.


Но   лучше летать от   этого машина не   стала, только в   2011 году инженерам удалось вылечить серьезную болезнь конструктивного узла   — при работе более двух часов редуктор перегревался, что приводило к   остановке винта.


Также из-за нерасчётных нагрузок на   различные элементы редуктора, в   зубчатых передачах постоянно срезался металл, и   мелкая металлическая стружка попадала на   сеточки масляных фильтров. А   это   — приговор для вертолета и, возможно, экипажа.



Хроника катастроф

Начнем с   того, на   чем остановились   — с   редуктора, хотя это и   нарушит хронологический порядок.


15   февраля 2011 года во   время проведения тренировочного полёта разбился Ми-28Н (борт №   05). Причиной падения стала попавшая в   редуктор металлическая стружка, в   результате экипаж принял решение совершить вынужденную посадку.




Ми-28Н борт №   05 после катастрофы, 15.02.2011 г. Фото: militaryrussia.ru

При посадке машина ударилась кабиной о   землю. Лётчики были доставлены в   госпиталь Буденновска, где от   полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.




Ми-28Н борт №   05 после катастрофы, 15.02.2011 г. Фото: militaryrussia.ru

Трагедия разворачивалась следующим образом: на   высоте около 1500 метров обнаружились неполадки в   двигателе. Экипажу удалось снизиться до   высоты 400 метров, после чего окончательно отказал редуктор, и   вертолет, неуправляемо кувыркаясь и   вращаясь в   воздухе, рухнул на   землю. Катапультирование в   такой ситуации невозможно.


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

 

Больше видео вы найдете TUT и   на   нашем канале на   YouTube. Подписывайтесь!


Похоже разыгралась трагедия в   августе 2015 года на   показательных выступлениях на   полигоне Дубровичи. Тогда разбился еще один Ми-28Н (бортовой номер «15», регистрационный   — RF-95316). Его пилот   — ведущий пилотажной группы «Беркуты» полковник Игорь Бутенко погиб.


В   августе 2012 года при выполнении учебного полета в   районе Моздока совершил жесткую посадку еще один Ми-28Н. По   сведениям журнала «Военно-промышленный курьер», причиной аварии стали проблемы с   главным редуктором. Машина пострадала не   сильно, экипаж выжил.




Жесткая посадка вертолета Ми-28Н в   Моздоке. Фото: militaryrussia.ru

Ну   и   недавняя катастрофа в   Сирии, когда 12   апреля в   ночь на   вторник в   районе города Хомса разбился «Ночной охотник». Два члена экипажа   — летчики Андрей Окладников и   штурман Виктор Панко погибли. По   одной из   версий причина катастрофы носит технический характер.




Авария Ми-28Н борт №   43 на   Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. Фото: militaryrussia.ru.

Первая   же официально зарегистрированная катастрофа Ми-28Н произошла в   2009 году. Во   время стрельбы из   пушки в   режиме зависания произошел отказ автоматики, и   бортовая система произвела пуск НАР (неуправляемая авиационная ракета). Пороховые газы попали в   двигатель, вызвав его помпаж. Экипажу пришлось совершить вынужденную посадку, в   ходе которой вертолет получил многочисленные повреждения.



Что в   итоге?

Ми-28Н обладает рядом ключевых недостатков, которые существенно снижают выживаемость экипажа на   поле боя. На «Ночном охотнике» нет системы реактивного катапультирования лётчиков, которая позволяет экипажу выжить в   самых сложных условиях (на   Ка-52   — есть).




Ми-28Н.Фото: militaryrussia.ru

На   всех боевых вертолетах мира стоит дублированная система управления (в   том числе и   на   Ка-52, который активно воюет в   Сирии). Наличие такой системы позволяет управлять вертолетом любому из   членов экипажа. Что делать штурману Ми-28Н, если погиб пилот? Может   ли он   довести поврежденную машину до   базы? Нет.


Правда, «милевцы» заявили о   создании учебно-боевой модификации Ми-28УБ, оснащенной второй ручкой управления. Но   это учебно-боевой, да и   в   планах на   производство он   значится в   расплывчатой формулировке «к   2020 году».